БЛУМЕР (BLUMER) Герберт

БЛУМЕР (BLUMER) Герберт
(1900-1987) - американский социолог и психолог. В 1925-1952 - в Чикагском, с 1952 - в Калифорнийском (Беркли) университетах. Представитель Чикагской школы, ученик Дж.Г. Мида . Пытался переинтерпретировать методологические установки прагматизма (в варианте инструментализма Дьюи) в терминах теории своего учителя. В 1937 предложил термин "символический интеракционизм"  для обозначения концепции, классиком которой он по праву считается (кроме Мида ее основы были заложены некоторыми работами Кули - и Морено - ).

Основная работа Б., излагающая его концепцию символического интеракционизма, - "Символический интеракционизм. Перспективы и метод" (1969). Б. исходил из установки Дьюи на определение значения объекта исходя не из его свойств, а из его роли в жизни людей. Объект - то, что он значит в ожидаемом и реальном взаимодействии. Причем устойчивость значений делает взаимодействие привычным, позволяет его институционализировать. В самом же взаимодействии можно выделить два уровня: 1) несимволический (объединяющий все живое) и 2) символический (свойственный только человеку). Люди производят жесты и интерпретируют жесты других, их поведение словесно отображается и "задается" во многом языком. Действия с символами предваряют, как правило, практически-преобразовательное действие. Посредством знаковой деятельности мы задаем дистанции, т.е. структурируем внешний мир. Развивая и изменяя значения, мы тем самым изменяем и сам мир. Поскольку социальная жизнь является в конечном счете продуктом интерпретаций, оценок и определений, продуцируемых индивидами, координирующими свое поведение, ее исследование должно быть ориентировано на осмысление символических процессов действующих субъектов и поддерживающих действие структур. Конституирующие реальность интерпретации действуют на двух уровнях - внутреннего и внешнего общения. Внутреннее общение продуцирует интерпретации как результат взаимодействия между двумя "Я". Первое - "Мое", т.е. видение себя глазами других, близкое "отраженному (зеркальному) Я" Кули (символы способны вызывать во мне ту же реакцию, что и у других). Второе - собственно "Я", как "субъективное Я" (мое видение самого себя). Второе "Я" - источник креативности, первое "Я" задает дистанцию по отношению к самому себе, позволяя занимать рефлексивную позицию. Внешнее общение задается стремлением к результату и кооперированию действий для его достижения с другим. Во внешнем общении от меня (как и от любого другого участвующего актора) требуется умение "принимать роль другого". (Это требование расспространяется и на исследователя, отрабатывающего свои теории в ходе "разведок" и "проверок", позволяющих согласовать понятийный уровень социологии с фактическими событиями эмпирического мира.) На уровне же повседневных практик эта процедура необходима для согласования взаимных усилий на основе выявления образа "обобщенного другого" (Дж.Г. Мид). Следовательно, любое действие всегда есть "диалог", который человек ведет с самим собой и другими.

В этой связи Б. рассматривает проблемы формирования коллективного ("обобщенного") действия и одним из первых вводит в социологию тему массового общества. Общество у него в целом задается процессуально через ситуации, в которых встречаются конструктивно действующие во взаимодействии индивиды, постоянно рефлексирующие и "дефинирующие", т.е. порождающие дефиниции как идентификации мира, предзадающие предполагаемые способы обращения с предметами (объектами). Теоретическая программа Б. вылилась в требования методологического и методического переосмысления социологии, критику классических социологических доктрин, переоценку роли и сути социогуманитарного знания в целом.

В.Л. Абушенко


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "БЛУМЕР (BLUMER) Герберт" в других словарях:

  • БЛУМЕР (BLUMER) Герберт (1900) — амер. социолог и соц. психолог, представитель чикагской школы интеракционизма, основанной Дж. Мидом. Кроме трудов Мида, Б. опирался на работы интеракционистов первого поколения Дж. Дьюи, Ч.Х. Кули, У.А. Томаса. В соответствии с установками… …   Российская социологическая энциклопедия

  • БЛУМЕР — (Blumer) Герберт (07.03.1900, Сент Луис, США) американский социолог и социальный психолог, представитель чикагской школы интеракционизма, основанной Дж. Мидом. В 1925 1952 гг. преподавал в Чикагском университете, с 1952 г. в Калифорнийском… …   Энциклопедия социологии

  • БЛУМЕР — (Blumer) Герберт (1900 1987) американский социолог и психолог. В 1925 1952 в Чикагском, с 1952 в Калифорнийском (Беркли) университетах. Представитель Чикагской школы, ученик Дж. Г. Мида. Пытался переинтерпретировать методологические установки… …   Новейший философский словарь

  • БЛУМЕР — (Blumer), Герберт Джордж (р. 7 марта 1900) – амер. бурж. социолог. В 1947–52 – проф. социологии Чикагского ун та; с 1952 – проф. социологии и глава социологич. отделения Калифорнийского ун та. В 1955 – президент Амер. социологич. об ва.… …   Философская энциклопедия

  • Блумер, Герберт — Герберт Блумер Herbert Blumer Дата рождения: 7 марта 1900(1900 03 07) Место рождения: Сент Луис, США Дата смерти …   Википедия

  • Блумер Герберт — Герберт Блумер Herbert Blumer Дата рождения: 7 марта 1900 Место рождения: Сент Луис, США Дата смерти: 13 апреля 1987 Гражданство: США Научная сфера: социология, социальная психология …   Википедия

  • Блумер Г. — Герберт Блумер Herbert Blumer Дата рождения: 7 марта 1900 Место рождения: Сент Луис, США Дата смерти: 13 апреля 1987 Гражданство: США Научная сфера: социология, социальная психология …   Википедия

  • БЛУМЕР ГЕРБЕРТ — (Blumer, Herbert) (1900 1987) американский социолог, который учился, а затем преподавал в Чикагском университете. Лучше всего известен как преподаватель и автор работ в русле символической интеракционистской традиции, идущей от Дж. Г. Мида (см.… …   Большой толковый социологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»